тень

Мартин МакДона и его фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"



В этом году "Золотой глобус" в номинации "драма" получила очень крутая кинокартина, поразившая меня прежде всего великолепным и безупречно воплощенным сценарием. Третий по счету полнометражный фильм, сценаристом и режиссером которого выступил известный английский драматург ирландского происхождения Мартин МакДона (до этого были "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов"), имеет довольно-таки развернутое и подробное название - "Три билборда на границе Эббинга, Миссури".
Действие этой трагикомедии из жизни маленького американского городка не позволяет зрителю скучать и отвлекаться, удерживая его внимание на протяжении всего просмотра. Непредсказуемые сюжетные ходы, подчиняющиеся, тем не менее, строгой логике авторского замысла, и блестящие остроумные диалоги, неполиткорректные, злые и циничные - совсем как в жизни, доставили мне истинное наслаждение. Характеры персонажей гротескно заострены, однако типичны и хорошо узнаваемы. Колорит южных штатов присутствует в полной мере, и все же происходящее на экране без всякого труда проецируется на российскую действительность - да и на любую другую, конечно. Собственно, для этого и существует в искусстве высокий уровень философского обобщения.

Избегая спойлеров, скажу только о завязке. Это история о том, как одна из жительниц Эббинга, разведенная мать-одиночка Милдред Хейз (эта роль просто фантастически сыграна Фрэнсис МакДорманд, известной по фильмам братьев Коэнов "Фарго" и "После прочтения сжечь"), дочь которой была изнасилована и убита семь месяцев назад, мстит полиции своего городка, так и не обнаружившей преступника. У нее появляется идея разместить на трех заброшенных рекламных щитах у обочины дороги с очень редким движением транспорта риторические вопросы, взывающие к чувству справедливости.

Несмотря на то, что щиты расположены в достаточно уединенном месте, появление вопросов Милдред вызывает в городке настоящую бурю эмоций. Нам это непонятно, у нас рекламу оппозиционного кандидата, не считая ручных кремлевских мурзилок, на билборде даже за хорошие деньги не разместишь, а у них вот так - демократия.
Шериф Уиллоуби (в чрезвычайно натуральном исполнении Вуди Харрельсона), которого женщина обвиняет в пренебрежении своими прямыми обязанностями - хороший человек, жители городка ему симпатизируют, к тому же у него есть свои очень серьезные проблемы. Поэтому действия Милдред у многих вызывают нескрываемое раздражение, от которого всего один шаг до агрессии. Нетолерантный Юг, знаете ли - расизм, гомофобия, сексизм и всякое прочее. Там еще за марихуану случается в тюрьму угодить, хотя в других штатах ее сейчас уже можно легально заказать с доставкой на дом.
Но Милдред тетка отмороженная, постоять за себя умеет. Да и шериф явно ей сочувствует. Она понимает, что по отношению к Уиллоуби поступает не слишком правильно, однако такова логика ее борьбы. Логика ожесточения. Логика мести. Баланс между справедливостью и человечностью - это и есть основной психологический конфликт фильма, который по мере развития сюжета будет решаться разнообразно, порой парадоксально и всегда нелинейно.



Бескомпромиссная борьба Милдред, желающей во что бы то ни стало наказать злодея, становится ведущим мотивом ее существования. Женщина автоматически цепляется за этот мотив как за соломинку, потому что только он заставляет ее жить и действовать в пустом и бессмысленном мире, бросившем ей вызов, вознамерившемся втоптать ее в грязь - только так и никак иначе она восприняла произошедшую трагедию. Возле билбордов Милдред устанавливает вазоны с землей, в которых будет взращивать свои цветы зла.

Эта ситуация абсолютно достоверна, и вместе с тем ее можно воспринять как метафору. В той или иной степени ожесточение коснулось многих из нас. Жизнь и время безжалостны, постепенно они насилуют и убивают все лучшее, что в нас было. Остаются тени, взыскующие справедливости и мечтающие о мести. Никакая борьба не проходит бесследно, пытаясь отстоять свое место под солнцем, мы всегда идем по тонкой грани, всегда рискуем оказаться в итоге озлобленными психопатами, которых так любит изображать Мартин МакДона в своих драматических произведениях.
Между тем, во время просмотра думать о подобных вещах будет некогда. Фильм очень смешной, никакой депрессивной тягомотины здесь нет даже близко, это динамичное развлекательное зрелище с хлесткими диалогами, насыщенными неподражаемым черным юмором, красивыми атмосферными пейзажами и отличным саундтреком. Что ничуть не мешает психологической глубине и заостренной философской проблематике.

Если характеры шерифа Уиллоуби и Милдред символизируют два разных мировоззренческих полюса, то образ еще одного важного персонажа "Трех билбордов...", офицера полиции Джейсона Диксона (Сэм Рокуэлл в этой роли выше всех похвал), представляет нам характер развивающийся. Типичный "плохой коп", заносчивый американский южанин, носитель всех сопутствующих предрассудков, самодовольный грубиян и вполне заурядный маменькин сынок, обожающий классный музон, по ходу действия он начинает меняться, демонстрировать свои скрытые способности, и наблюдать за этим очень интересно.



Некоторые зрители, высоко оценивая несомненные кинематографические достоинства "Трех билбордов...", сетуют на финал этого фильма. Мне финал как раз понравился своей нестандартностью, только больше об этом ни слова.

Посмотрев фильм, я захотел познакомиться с пьесами, которыми славится МакДона. До своего дебюта в кино (скажу честно, "Залечь на дно в Брюгге" я смотрел, но особого восторга этот фильм у меня тогда не вызвал, надо будет еще раз глянуть), он уже получил широкую известность как драматург, хотя и заявлял не раз, что ненавидит театр, зато любит фильмы Линча и Тарантино.
Так вот, меня ждало настоящее открытие! Мартин МакДона блистательный драматург, читать его пьесы одно удовольствие. При этом пьесы мало похожи на то, что он делает в кино. И касается это прежде всего отношения к реальности.

"Три билборда..." при всей своей сумасшедшинке - фильм весьма и весьма реалистичный, внимательный к деталям, обеспечивающий полное погружение в жизнь Эббинга и знакомство с очень разными его обитателями, среди которых можно встретить и Тириона Ланнистера. Вернее, Питера Динклэйджа, конечно. Роль у него тут небольшая, но запоминающаяся.



В своих пьесах МакДона создает совсем иной, фантастический мир, населенный гротескными персонажами, которых затруднительно представить себе в том же Эббинге - они слишком безумны и скрывать своего безумия отнюдь не собираются. Это чистые, рафинированные психопаты, периодически убивающие друг друга из каприза или ради прикола.
"Хорошая драка – это вещь. Это же обратная сторона любви", - говорит один из героев "Сиротливого запада". И добавляет: "В этом весь мой характер. Вспыльчивый и неукротимый. Но ведь я за все прощения попросил".

Я знаю, что пьесы МакДоны с большим успехом ставятся на многих сценах, но у нас дело это небезопасное, поскольку реплики его персонажей могут оскорбить не только чувства верующих, но и чувства самых разнообразных групп населения. Короче говоря, политкорректностью тут и не пахнет.
Например, героиня того же "Сиротливого запада", молодая девушка, приторговывающая отцовским самогоном и не отличающаяся целомудрием, стыдится своего имени Мария: "Мария – это имя мамочки нашего Господа Бога, слыхали вы об этом? Поэтому своей жизни у нее не получилось. Пропади она пропадом, эта Мария".
Эдак и скандал может получиться.
Думаете я шучу? Нисколько. Вот, скажем, Кирилл Серебренников ставил другую замечательную пьесу МакДоны - "Человек-подушка", чем-то напоминающую самые мрачные фантазии Франца Кафки, а теперь находится под следствием, в чем безусловно есть некая инфернальная ирония.

Зато эти пьесы прекрасно подходят для чтения. Читая "Сиротливый запад" и пьесы из "Трилогии Аранских островов", я хохотал во весь голос и вспоминал "Эндшпиль" Беккета. Конечно, Беккет, на мой взгляд, глубже, у него присутствует какая-то космическая печаль, которая мне безумно нравится, но все же у этих вещей есть много общего - изысканный абсурдизм, едкая сатирическая издевка над автоматизмом человеческого существования и странный эффект подземного света.
Этот загадочный свет пронизывает все произведения МакДоны. Если приглядеться к нему, он окажется отраженным светом любви, понимания и прощения, чудом проникшим в темный чулан экзистенциальной ловушки, в котором копошатся, кусая и царапая друг друга, утратившие разум несчастные. Словно весть о том, что другой мир существует, свет вспыхивает, на мгновение останавливая грызню, а затем медленно гаснет. И вновь слышится визг, рычание, чавканье.
Данный художественный эффект известен давно, изобрел его не МакДона, однако он чрезвычайно умело им пользуется.

Итак, рекомендую фильм к просмотру, а пьесы - к прочтению.

Recent Posts from This Journal

  • Интуиция и консерватизм

    Любая концепция личного пути или развития общества либо является верной - и тогда она побеждает едва будучи сформулированной,…

  • Кружевница

    Выступают из мрака предметы и лица, Закружили мечты, но я помню одно - Завтра тучи с ветвями совьет кружевница, И Вермеер допишет свое полотно.…

  • Закат в предместье

    Молчи, прошу, не смей меня будить Тютчев из Микеланджело Здесь можно спятить, лучше просто спать. Вот стол накрыт - никто не сел за ужин, И…

Только что посмотрели! обалденный фильм! Спасибо за наводку. Я как-то даже не знала, что есть такой драматург, хотя оба фильма его смотрела ( и Брюгге мне хорошо зашел).

И актеры классные, и диалоги - это точно. Картинка красивая. Люблю такое. И вот в чем прикол - как-то удивительно сбалансированно все - и шутки, и лирические моменты. В самую точку. Финал мне тоже понравился. Типа решим на месте, че за... Но я уверена, что прихлопнут они его. Мутный чувак однозначно. А тетка отмороженная полностью. Терять ей нечего. И эволюция "плохого" копа удивила и порадовала. Не совсем тупой оказался. Харельсон был прав.

А К. не понравилось, его эти приколы уже не веселят, как он выразился. Только Харельсона он заценил: как в Настоящем детективе жена и две дочки у него) только хэппиэнд другой. Короче, не догоняет он (или перегоняет?). Говорит, что скоро мы станем америкосами - смотрим только их фильмы. А поскольку важнейшее из искусств стало американским. Такой вот поворот.
Сто процентов они его укокошат. Чувак не просто мутный. Этот "солдат удачи", вернувшийся из "песочницы" (Ирака или Сирии), которого отмазывает военное ведомство, и есть настоящий злодей. Кстати, очень реалистичный и хорошо понятный момент. Я читал интервью с участниками российских ЧВК, воевавшими в Сирии - это очень и очень специфический контингент.

С американцами у нас много общего, но вряд ли мы ими станем. У нашего языка все же несколько иной синтаксис, а значит, наша интерпретация всегда будет оригинальной. Зато есть чему у них научиться.
Их общество тоже далеко не идеально, и фильм на это прямо указывает. Но мне очень нравится то, что они прямо говорят об этом, а вот у нас постоянно пытаются обмануть себя и других, и это гораздо хуже. Конечно, у них тоже есть пропаганда и какие-то апологетические фильмы, но есть и вот такие. Замалчивание проблемы формирует комплекс неполноценности. В американской культуре этот комплекс в основном преодолен, в нашей - нет.

Я стараюсь следить за анонсами того, что снимается в России, но...
В нашем кино педантично зачищено все странное и сложное, в основном выпускаются какие-то фильмы про советских космонавтов и спортсменов с официально-патриотическим уклоном, смотреть которые не хочется вообще.
Нестандартная философия, индивидуальный психологический излом, прихотливый гротеск, едкая ирония - очень редкие гости в отечественном кино. В остальных видах искусства все приколы вытеснены в андеграунд, ужасное дурновкусие торжествует. Думаю, это не навсегда, нынешний отстой скоро закончится, он всем уже надоел. Уже чувствуется подспудное движение.
А пока совсем не вредно следить за основными тенденциями в том же американском кино. К тому же МакДона - это еще и весьма неплохая европейская литература.

Edited at 2018-01-15 10:36 am (UTC)
Про песочницу диалог прикольный у нового шерифа с Диксоном) Да, я так и поняла, что парень явный псих.

Про наше кино абсолютно согласна. Мало хорошего. А с американцами странно все: вот Карточный домик так хорошо начинался, прямо очень, а потом как выдали развесистую клюкву с Пусями и прочими застенками, как-то прямо неловко за них.

"Карточный домик" так и не стал смотреть из-за того, что он о современной политике, а ее и так хватает, сплошное реалити-шоу. Коль скоро там подобные сюжеты в дело пошли - значит, решили добавить в сериал пропаганды, которая без клюквы никогда не обходится, это дело понятное.

Да и вообще, они представляют нашу действительность в каком-то фэнтезийном ключе, потому что ничего о нас не знают, и знать не хотят. У американцев своеобразный мир, по-своему замкнутый. В европейском кино это несколько иначе, а мы так вообще способны прикалываться с абсолютно незнакомых вещей и воспроизводить самые разные культурные парадигмы. Вот в смысле широты восприятия мы свободнее.
Мне кажется, широта восприятия все-таки зависит от широты кругозора. И фантазии, конечно. То есть и среди американцев, и среди европейцев наверняка есть те, кто фильтрует инфу и пытается составить свое представление о действительности. Им труднее, чем нам, потому что у них машина пропаганды работает изощренней, или она мощнее. В любом случае, мы пока еще в более выгодном положении, кмк. Поэтому и имеем возможность прикалываться с незнакомых вещей.
Людям с широким кругозором и развитой фантазией любая пропаганда нипочем, независимо от их места жительства. Но только в том случае, когда они могут отличить ее от обычной информации. В западных странах пропаганда научилась быть незаметной, у нас она более неуклюжая. Так что в этом смысле нам пока проще, да. Одно плохо - на окружающих даже бросающаяся в глаза пропаганда все равно действует, а выть по-волчьи как-то неохота, даже если приходится жить с волками. Тут у нас гораздо меньше вариантов, чем у западных коллег, и в данном вопросе нам тяжелее.
Нет в мире совершенства (с).
спасибо!
лучшие актеры из пула Коэнов это в каком-то роде знак качества - актеры высшего пелотажа
Фильм вообще довольно живо напоминает работы Коэнов.
Вечером планирую смотреть, давно в закладках висел. Спасибо!
Фильм зацепил и понравился очень. Ждала его долго и не разочарована.
Американцы просто душки здесь. Открытые, простые смертные, люди, короче. Любимый мною после "... детективов" В.Харрельсон, а вот актрису, играющую Милдред, не могу припомнить в "Фарго"? Красотка! :)
Вообще для меня эта картина (основной смысл для меня в этом, хотя фильм очень глубинный) о связи всех со всеми. Каждый несет в себе отпечаток чьих-то поступков, замыслов, планов. Кто знает что в большей степени "сделало" офицера Джейсона- письмо шерифа или поджог Милдред полицейского участка? А последний разговор матери с дочерью...И уже нельзя разрешить ей взять машину, дорога жизни делает другой виток...и с осознанием того, что все было можно и уже ничего не исправить надо будет жить Милдред все оставшиеся витки...
Как-то так
Вот насчет разговора - да, нужно быть очень осторожным, когда в гневе бросаешься словами. Я с детства таких вещей боюсь. Услышала, что взрослые о чем-то подобном говорили, рассказывали случаи разные. Страшно.

Милдред красотка?) Она играла с Питтом в "После прочтения сжечь" Коэнов.